«Прогноз спроса – важная составляющая многих математических моделей»
- 1
Премия Бориса Овсиевича (поощрительная премия) получена за работу «Математическая модель процесса восстановления неограниченного пассажирского спроса по цензурированной выборке продаж».
Прогноз спроса – неотъемлемая и довольно важная составляющая многих математических моделей, использующихся в системах управления доходами, основная задача которых состоит в повышении прибыльности фирмы через оптимальное управление ее ресурсами. В сферах услуг, таких как авиаперевозки, гостиничный бизнес, прокат автомобилей, железнодорожная индустрия, это может быть достигнуто при помощи контроля над наличием в продаже различных продуктов, а также установления ограничений на их количество – так называемых пределов бронирования и уровней защиты. При этом должен соблюдаться баланс между продажами дешевых продуктов (в случае авиаперевозок – билетов эконом-классов), пользующихся большим спросом, и «защитой» более дорогих продуктов (билетов бизнес- и премиум-классов), спрос на которые меньше и возникает, как правило, к концу горизонта бронирования. Любая такая стратегия продаж сильно зависит от прогноза спроса на все имеющиеся продукты.
Очевидно, что неточный прогноз спроса – например, недооценивание или переоценивание спроса – может привести к неэффективным или даже негативным результатам использования моделей и стратегий систем управления доходами. Именно поэтому одной из самых важных задач, с которыми сталкиваются исследователи, работающие в сфере управления доходами, является обеспечение надежных оценок истинного, так называемого неограниченного или нецензурированного спроса. Другими словами, становится важным ответ на вопрос: каким бы был спрос, если бы он не был ограничен пределами бронирования и ограничениями вместимости? Это довольно сложный вопрос, усложняющийся еще более тем фактом, что исторические данные, являющиеся основой для любого прогноза, отражают в большей степени уровень продаж, нежели сам спрос на те или иные продукты. Разница между историческими данными о продажах и спросе заключается в том, что некоторые запросы на продажу могут быть отклонены в связи с существованием все тех же пределов бронирования и/или ограничений вместимости.
Моя работа посвящена вопросу восстановления неограниченного спроса, в том числе пассажирского спроса на авиабилеты, по цензурированным историческим данным о продажах. В ближайших планах – дописать диссертацию по этой теме и защититься. Помимо этого, занимаюсь со студентами другими исследованиями, в которых так или иначе фигурируют цензурированные данные.